Участники проекта «Всяк сущий в ней язык» представили результаты работы на конференции в Хабаровске

05/08/2021 23:40

30 июля молодой учёный, участник всероссийского проекта «Создание образовательной и медиа инфраструктуры для сохранения языков народов России. ВСЯК СУЩИЙ В НЕЙ ЯЗЫК» Василий Харитонов и учитель нанайского языка Татьяна Моложавая представили свой доклад «Создание любительских видеоматериалов на миноритарных языках и их применение в образовательной деятельности» на Межрегиональной педагогической научно-практической онлайн-конференции «Сохраняя язык, приумножаем культурное наследие народов России: перспективы развития образования в этнокультурном направлении» в Хабаровском краевом институте развития образования.

Доклад был посвящён одной из важнейших сторон проекта ― переселению уходящих языков России в Интернет. По мысли докладчиков, «инициатива снизу» может проявляться в создании любительского видеоконтента на родном языке. Помимо очевидной развлекательной роли, такой контент может играть и другую, более важную: по сути, таким образом может происходить документация языка силами самих носителей. Потом эти материалы можно использовать, в частности, в образовательном процессе для моделирования реальных ситуаций общения.

Созданный известным ученым-лингвистом Василием Харитоновым онлайн-разговорник был презентован на конференции как уникальное онлайн-приложение на ульчском языке для андроида.

В конференции в очном и онлайн-режиме приняли участие педагоги и ученые из разных регионов России (Республик Карелия, Чувашия, Северная Осетия-Алания, Дагестан, Бурятия, Хакасия, Марий Эл; Приморского и Камчатского краев, ЯНАО и Амурской области и муниципальных образований Хабаровского края).

В рамках конференции обсуждались:

― общемировые тенденции в докладе на тему: «Язык как этнокультурный маркер»;
― опыт перевода текстов начала 20 века раскрыли в выступлении по теме «Перевод архивных фольклорных текстов, их особенности и роль в сохранении коренных языков Дальнего Востока»;
― тема: «Учебники на языках коренных народов Хабаровского края: от прошлого к настоящему»;
― тема: «Создание любительских видеоматериалов на миноритарных языках и их применение в образовательной деятельности»;
― особенности языковой среды коренных народов Хабаровского края.

Практическую деятельность по созданию пособий описали представители 5 образовательных организаций, входящих в инновационную инфраструктуру Хабаровского края в составе инновационного комплекса «Учебно-методическое обеспечение по учебному предмету «Родной язык» в соответствии с требованиями ФГОС как способ повышения эффективности обучения».

Всероссийский проект по созданию образовательной и медиаинфраструктуры для сохранения языков народов России «Создание образовательной и медиа инфраструктуры для сохранения языков народов России. ВСЯК СУЩИЙ В НЕЙ ЯЗЫК» проводится Ассамблеей народов России в партнёрстве с Высшей школой экономики при поддержке Фонда президентских грантов по направлению «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия».