Бурятия приглашает в экскурсионный тур «Ана кое ― Колодец матери села Старый Онохой»

22/12/2020 14:47

Из истории

В 1939 году по Всесоюзной программе переселения для освоения целинных земель в Бурятскую АССР из Татарии и Башкирии стали переселяться поволжские татары. Первые переселенцы в Заиграевский район Бурятии прибыли целым эшелоном из Таканышского района Татарстана 5 мая 1940 года.

В середине прошлого века в этих местах академиком Окладниковым была обнаружена онохойская писаница с петроглифами бронзового века, а также фрагменты керамики и каменного производства времен железного века.

С 1936 по 1954 годы в селе была опытная селекционная станция по выращиванию зерновых и овощных культур. Кроме того, основная часть населения работала на сплаве. Старый Онохой славился сбором небывалых урожаев. В числе лучших тепличниц выделялись две неутомимые труженицы ― Нурзида Шакирова и Накия Саттарова.

Сельчане гордятся своими ветеранами Великой Отечественной войны, среди которых отцы и сыновья Саттаровы, Гилязовы, Галиевы, Садретдиновы, Гилязетдиновы, Шакировы, Файзетдиновы, Мергалиевы, Юносовы, Назиповы и все те доблестные герои войны и труда, которые вошли в летопись книги Автономии татар Бурятии «Татары на Байкале».

Сегодня, Старый Онохой ― это село с хлебосольными и трудолюбивыми хозяевами и самобытным укладом русских и татар. Село, где уважают традиции, сохраняют обычаи и чтят память предков.

Именно в этом гостеприимном селе проживает более 300 этнических татар, создан Татарский культурный центр Заиграевского района, музей татарского быта и фольклорные группы «Ак кошлар» и «Каляпуш».

Бренд села Старый Онохой. Ана кое ― колодец матери

В 2012 году на восьмом Байкальском Сабантуе Автономия татар Бурятии презентовала красивый бренд села Старый Онохой, Ана кое ― колодец матери. Именно так переводится с татарского языка это древнее место. А в старину бабушки говорили:

Если выпить воду из колодца матери, 
Сын станет богатырем,
Дочка вырастет красавицей,
Бабушка молодость вспомнит,
А Жизнь станет радостной и счастливой!

И действительно, вкусная вода из колодца матери придает сил, исцеляет немощи, а заваренный на этой воде чай имеет особый вкус и аромат.

В Ана кое можно испробовать все что, что предполагает сельский этно-туризм: нетронутая природа, чистый воздух, теплая домашняя атмосфера, тишина, натуральные продукты, утреннее щебетание птиц и петушиная побудка, спокойное журчание речки Уды, отсутствие городской суеты и неторопливый быт сельчан ― способствуют физическому и психологическому оздоровлению гостей и туристов.

«Показ дороги к роднику» («Чишмя юлы курсату»)

Посетив Музей татарского быта «Древо жизни ― Тормыш агачы» ― вы познакомитесь с укладом сельской жизни, окунётесь в местный быт, поучаствуете в народных праздниках и обрядах: Карга боткасы ― Грачиная каша и «Кызыл йомырка» ― сбор крашеных яиц на Сабантуй», услышите удивительные истории этого гостеприимного села. 

В творческой мастерской «Каляпуш-Тюбетейка» проходят занятия школьников по рукоделию и родному языку. Хранительница музея Рашида апа угощает всех душистым чаем, настоянном на лесной смородине, чабреце или мяте, и тающей во рту сладостью под названием «Кош теле ― птичьи язычки». Здесь Вы сможете приобрести сувениры на память. На мастер-классах у каждого будет возможность самому изготовить душистые травяные подушки и обереги на память.

А еще каждый может принять участие в красивом обычае «Показ дороги к роднику». Молодая жена, впервые на новом месте, с ведрами на коромысле, идет за родниковой водой. С песнями и шутками девушку сопровождает молодежь. Все придирчиво наблюдают за тем, как невестка набирает воду, аккуратна ли она, соблюдает ли чистоту около общественного родника, может ли донести воду до дома, не расплескав ее по дороге. Затем гостей приглашают гостей в дом молодых на «килен токмачы» («лапшу невестки»).

Невестка сдает первый экзамен школы искусных хозяек и учит гостей нарезать домашнюю лапшу ― токмач по-татарски, начинять кыстыбий (лепешки из пресного теста с картошкой), готовить баурсак (шарики из теста, обжаренные в масле) или бэккан (маленькие пирожки, где мало теста и много разнообразной начинки из тыквы, капусты, моркови или яблок).

В Старом Онохое недавно построили новый мост через речку Уду, всем миром обустраивают татарское и русское кладбище и зеленую зону для будущего Сабантуя.

Все гости, побывавшие в этом замечательном  селе, отмечают, что староонохойские хозяйки сохранили традиционную национальную кухню и исконно татарское гостеприимство. Они всегда рады гостям и очень ждут очередной Байкальский Сабантуй, чтобы порадовать всех своим мастерством и радушно встретить своих многочисленных друзей и гостей возле удивительного колодца матери.

Сажида Баталова