Главная / Об ассамблее

Платформа

ПЛАТФОРМА
ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ РОССИИ»

Народы России за межнациональное согласие, доверие и сотрудничество

В Российской Федерации впервые в истории создана общественная организация, объединяющая в своих рядах представителей всех народов, населяющих нашу Великую многонациональную Россию.

Ассамблея собирает и сплачивает тех, кто кровно заинтересован в реализации прав всех национальностей на сохранение и развитие своих культур, на взаимный обмен духовными ценностями, кто видит будущее своего народа в неуклонном подъеме производительных, творческих сил нашего общего Отечества.

Программы и планы практической деятельности Ассамблеи строятся, исходя из принципиальных положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов а также выводов, содержащихся в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

Главная цель Ассамблеи народов России — способствовать национальному развитию народов России, утверждению межнационального согласия в условиях сложнейших социально-экономических и политических условий, в которых они живут сегодня, и сохранения его в будущем.

Сегодня в первую очередь необходимо мобилизовать все здоровые силы общества и выстроить надежную правовую, интеллектуальную и духовно-нравственную защиту граждан от распространения идеологии и политики воинствующего национализма, шовинизма и сепаратизма, обеспечить сохранение и развитие лучших национальных культурных достижений народов России, исторически сложившихся традиций взаимного уважения, веротерпимости, общероссийского патриотизма, которые глубоко укоренились в сознании и нравственном облике россиян. Это наш гражданский долг. Все эти задачи в полной мере совпадают с инициативой ЮНЕСКО по реализации комплексной международной Программе «На пути к культуре мира», работа над которой ведется уже на протяжении нескольких лет, в том числе и в нашей стране. Эти усилия поддержаны организацией Объединенных наций. В качестве первого шага в этом направлении может быть участие Ассамблеи в подготовке и проведении в 2000 году Международного года за культуру мира.

Ассамблея народов России заявляет, что она всецело разделяет идеи и принципы, положенные в основу Программы ЮНЕСКО «На пути культуры мира», активно включается в работу по их реализации.

На укрепление принципов демократии, свободы, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между народами, религиозными, культурными группами будут направлены наши собственные программы, массовые мероприятия, выступления в прессе, научные исследования, предложения органам власти.

Ассамблея народов России будет стремиться развивать и обогащать свои связи, свое взаимодействие с соотечественниками за рубежом, со всеми национальными и межнациональными общественными объединениями, разделяющими идеологию культуры мира и выступающими за солидарность народов, за отказ от вражды, насилия и конфликтов.

В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, целями и основными направлениями деятельности, закрепленными в Уставе Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», свои усилия она сосредоточит на решении следующих основных задач.

1. Совершенствование и развитие законодательной основы национальной политики.

Ассамблея народов России будет стремиться участвовать в законотворческой деятельности в сфере федеративных и национальных отношений, предлагать свои рекомендации по тем законопроектам и иным государственным актам, в которых рассматриваются проблемы национально — государственного и национально — территориального устройства России, социальной политики, административного устройства, экологии, культуры, экономики, затрагивающие в той или иной степени социальные, политические и национально-культурные интересы народов.

Ассамблея народов России через свои органы на федеральном уровне (Совет Ассамблеи) и региональные отделения в субъектах федерации будет предлагать органам исполнительной власти, депутатам Государственной Думы и законодательных собраний субъектов Российской Федерации на консультативной основе свои проекты тех или иных актов или же изменения и дополнения в проекты законодательных или иных государственных актов, подготовленных органами власти или депутатами.

Члены Ассамблеи народов России намерены активизировать свое участие в подготовке проектов законодательных и иных государственных актов в рабочих группах , создаваемых комитетами обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации в качестве экспертов и консультантов.

Совет Ассамблеи будет инициировать использование научных сотрудников, входящих в состав ее комитетов, для подготовки проектов законов и правительственных решений по актуальным проблемам национальной политики. Аналогичным образом Ассамблея народов России, ее отделения в регионах будут взаимодействовать и с органами местного самоуправления.

Ассамблея народов России считает своим долгом оказывать постоянное содействие федеральным органам власти, органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в обеспечении реализации законов и решений, направленных на удовлетворение социальных, политических и национально-культурных интересов граждан всех национальностей, систематически обобщать практику применения законов и иных государственных актов, направлять соответствующее предложения органам власти.

 Приоритетными направлениями своего участия в законотворческой работе в современных условиях Ассамблея считает:

- разработку проектов законодательных актов, гарантирующие свободное и гармоничное развитие народов России;

- разработку проектов законодательных актов, гарантирующих защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, определяющих конституционные основы и механизмы разрешения конфликтов, связанных с этническими аспектами федеративных отношений;

- проекты государственных нормативных актов по совершенствованию правового обеспечения и механизма реализации положений Конституции Российской Федерации, определяющих экономические основы федеративных и национальных отношений, обеспечивающие этнологическую экспертизу принимаемых законов и других государственных актов;

- проекты законодательных актов или изменений в конституции республик, уставы областей, обеспечивающие культурный плюрализм, равенство в языковом и культурном развитии, доступ к политической власти всех национальностей, живущих на территории субъектов Федерации;

- проект развития законодательного акта о русском языке как государственном языке Российской Федерации и языке межнационального общения народов России;

- проекты Федеральных законов Российской Федерации о реабилитации каждого из репрессированных народов и о внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ по вопросу наказания лиц, препятствующих реабилитации репрессированных народов в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»;

- проекты законодательных актов, обеспечивающих права коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиту их жизненных интересов в условиях развития рыночных отношений;

- проекты законодательных актов о сохранении культурно- исторического наследия русского народа и всех народов России независимо от численности каждого из них;

- о финансировании развития культуры, языков в субъектах РФ, о порядке налогообложения учреждений культуры и других организаций, связанных с охраной, использованием и восстановлением культурного наследия народов России, о традиционных формах хозяйствования и развитии народных промыслов народов России;

- проекты законодательных актов о гарантиях защиты этнических прав личности, представительства национальностей, малочисленных народов и меньшинств в органах государственных власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органах местного самоуправления;

- об уполномоченных по делам национальностей;

- об усилении ответственности должностных лиц, руководителей общественных организаций за действия, влекущие за собой этническую дискриминацию, обострение межнациональных отношений и возникновение конфликтных ситуаций. Ассамблея народов России считает важной задачей правовое обеспечение борьбы с воинствующим национализмом, в том числе с национальным экстремизмом, антисемитизмом, русофобией и другими проявлениями национал-шовинизма.

Особое внимание Ассамблея будет уделять реализации Федерального закона «О национально — культурной автономии», противостоять попыткам подменить национально — государственное и национально — территориальное строительство России национально — культурным развитием этнических общностей и наоборот: использовать данный закон для достижения определенных политических целей, не имеющих отношения к национально — культурному развитию народов.

Активно участвовать в совершенствовании этого законодательного акта с учетом накопленного опыта его практического применения. Ассамблея народов России выступает за то, чтобы при рассмотрении вопроса об изменениях и дополнениях, которые необходимо внести в Конституцию Российской Федерации, было учтено предложение о восстановлении Совета Национальностей как одной из палат Парламента Российской Федерации.

2. Защита граждан от дискриминации по национальному признаку Ассамблея народов России всеми доступными ей средствами будет защищать граждан всех национальностей от нарушений прав человека по национальному признаку от каких бы лиц, органов и общественных формирований эти нарушения ни исходили.

В этих целях в составе Совета Ассамблеи создается специальный Комитет защиты этнических прав человека и национальностей.

Ассамблея с помощью своих региональных отделений будет фиксировать факты такого рода нарушений, систематически обобщать их по отдельным территориям и по стране в целом, делать соответствующие выводы и направлять их в органы государственной власти для принятия необходимых мер.

Ассамблея намерена активно выступать в средствах массовой информации с сообщениями и заявлениями о нарушениях прав граждан и этнических групп по национальному признаку со стороны конкретных лиц и организаций, целенаправленно формировать общественное мнение в стране в защиту толерантности и дружбы народов, против агрессивного этнонационализма и шовинизма , а также религиозного фанатизма.

Ассамблея считает своей обязанностью постоянно фиксировать появление в средствах массовой информации, в издательствах, передачах телевидения и радио материалов, оскорбляющих национальные чувства граждан, стимулирующих межнациональную рознь и давать объективную оценку таким публикациям.

Ассамблея будет содействовать тому, чтобы соответствующая воспитательная работа проводилась в школах и других учебных заведениях, в воинских частях и в подразделениях правоохранительных органов, среди общественности страны.

3. Решение социально-экономических проблем народов России, связанных с их этническими особенностями.

Ассамблея народов России считает, что социально-экономические преобразования в стране не могут быть осуществлены без учета исторических особенностей России, отдельных ее регионов, различий в уровне их социально-экономического развития. Жизнь убедительно доказала на протяжении всего последнего десятилетия, что в результате непродуманных реформ подверглись разрушению не только экономика, хозяйственные связи, но и основы общественной организации, глубоко пронизавшие всю жизнь народов России — трудовые коллективы, ставшие средой обитания и источником социализации личности, сельскую кооперацию как основную форму организации труда и жизни людей в сельской местности и многое другое. Восстановление и подъем экономики возможен лишь при участии всей заинтересованной массы населения, использовании трудового коллективного опыта, духовного, культурного потенциала, помноженного на современную организацию труда, использование отечественных и зарубежных достижений науки, новейших технологий.

Выводы виднейших ученых, свидетельствуют о том, что нам нет нужды становиться на путь слепого, бездумного копирования путей развития других цивилизаций, мы должны учитывать уроки нашей истории и преимущества нашего геополитического положения, особенности общероссийской культуры, которая носит глубоко гуманистический интернациональный характер.

В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Ассамблея народов России будет предпринимать усилия для реализации экономических интересов народов на основе учета их опыта трудовой деятельности и традиционных форм хозяйствования. Эти вопросы должны найти отражение в региональных программах национального развития и межнационального сотрудничества.

Используя свой научный потенциал, Ассамблея народов России ставит перед собой задачу содействовать федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации, отделениям Ассамблеи на местах в выработке мер по преодолению социально — экономического кризиса, стабилизации и повышения качества жизни населения, в первую очередь в депрессивных , этнопроблемных регионах .

В центре внимания Ассамблеи народов России должны быть такие проблемы, как:

- повышение профессионального уровня работников, государственных служащих в области этнических и межнациональных отношений;

- полная реабилитация репрессированных народов России — восстановление исторической справедливости;

- обеспечение выживания и развития коренных малочисленных народов;

- проведение просветительской работы в местах с наличием большого количества вынужденных мигрантов и беженцев;

- разработка специальных программ по предотвращению депопуляции, оказание дифференцированной помощи регионам, где наиболее остро стоит проблема сокращения населения;

- повышение экологической безопасности населения;

- развитие систем коммуникации и информации в целях развития и совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации.

Ассамблея народов России поддерживает демографическую политику, направленную на сбалансированный рост численности всего населения страны через государственные дотации на третьего и более ребенка, выступает за повышение внутренней пространственной мобильности населения страны, лояльное отношение к смешанным бракам.

Считает необходимым способствовать рациональному заселению перспективных, но малоосвоенных районов страны.

Необходимо выработать систему мер по предотвращению депопуляции и дифференцированной помощи наиболее нуждающимся регионам (прежде всего областям Центральной России, Сибири, аборигенным общинам арктической зоны). Ассамблея народов России будет максимально способствовать защите соотечественников за рубежом, в том числе созданием максимально благоприятных условий для их репатриации в Россию.

Ассамблея народов России поддерживает принятие новой редакции Закона о беженцах с четко определенным механизмом предоставления статуса беженца в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Ассамблея будет добиваться аннулирования в том числе и через Конституционный суд всех актов субъектов Федерации о регулировании миграции, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В целях достижения указанных целей Ассамблея народов России поддерживает и развивает постоянные связи и взаимодействия со всеми правительственными и неправительственными организациями, добивающимися восстановления и развития Российской промышленности , сельского хозяйства и всех других сфер материального производства в стране.

Ассамблея народов России и ее отделения на местах будут активно сотрудничать с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации на основе специальных соглашений, содействовать объединению, координации частных и общественных структур в поддержке инициатив, направленных на развитие всесторонних и прочных связей между народами, организовывать общественность на активизацию деятельности по социально-экономическому развитию регионов, поддержку народных промыслов и ремесел, восстановление памятников национальной культуры.

4. Основные задачи в сфере развития культуры, языковой политики и образования.

Важнейшей задачей Ассамблеи народов России является содействие развитию культуры и языков народов Российской Федерации, распространение знаний об истории, традициях, обычаях всех национальностей.

Практические действия Ассамблеи будут направлены на сохранение прогрессивного исторического наследия и дальнейшее обогащение опыта взаимодействия всех народов страны в рамках единого общероссийского цивилизационного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа.

Основой для такой деятельности являются федеральные и региональные программы национально-культурного развития народов, учитывающие реальное состояние сферы культуры, этнический состав населения, наиболее актуальные его потребности в духовной жизни, ориентацию развития культуры не только на свои национальные, но и на общероссийские и общечеловеческие ценности, отказ от культурного изоляционизма и нигилизма.

Деятельность Ассамблеи народов России концентрируется на:

- поддержке развития современной профессиональной культуры народов, всех видов искусства, литературы, народных художественных промыслов и народного творчества, широкая пропаганда их достижений;

- содействии развитию книгоиздания , прессы, радио и телевидения на языках народов России;

- обеспечении выпуска регулярных программ на наиболее распространенных языках народов России на общероссийских каналах теле и радио вещания;

- расширении сети национально-культурных центров, домов дружбы народов.

Актуальной задачей является создание Дома народов России, который должен стать всероссийским общественно-культурным центром, гуманитарной государственно-общественной организацией, призванной объединять усилия национально-культурных автономий, национально-культурных центров, других общественных формирований, научных учреждений и творческих организаций в деле удовлетворения национально-культурных запросов всех народов России, распространять среди широких кругов населения знания об истории, культуре, языках, традициях народов, служить научно-методической базой для активистов национально-культурных общественных объединений.

Ассамблея народов России будет оказывать постоянную поддержку национально-культурным автономиям, совершенствованию их деятельности и превращению НКА в подлинные центры национально-культурного развития, участвовать в разработке законодательных актов, постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту и развитие общероссийской культуры и культур всех народов страны.

Ассамблея народов России считает, что основной формой взаимодействия народов в языковой сфере в полиэтнических регионах является двуязычие, а в некоторых республиках — и многоязычие. Необходимо сбалансированное соотношение сфер функционирования русского языка как общегосударственного, языка межнационального общения на всей территории Российской Федерации и государственных языков республик в составе РФ, а также других языков народов России.

Ассамблея народов России последовательно отстаивает принципы равноправия языков, независимо от численности, компактного или дисперсного расселения носителей этих языков, от политического статуса языков и их носителей. Неотложной задачей Ассамблеи является участие в обеспечении государственной и общественной поддержки развития языков народов России, которая способствовала бы укреплению климата доверия и согласия.

Ассамблея народов России будут направлять свои усилия на то, чтобы:

- содействовать полной и повсеместной реализации Федерального закона о языках народов Российской Федерации, обращая особое внимание на соблюдение языковых прав граждан должностными лицами в пределах их конкретных полномочий при проведении языковой политики;

- предлагать эффективные и надежные механизма содействия широким кругам населения в овладении русским языком, государственными языками республик в составе Российской Федерации;

- содействовать восстановлению и сохранению языков репрессированных народов, развитию языков коренных малочисленных народов России, а также национальных меньшинств, на основе свободного волеизъявления граждан;

- поддерживать договоры между республиками, краями и областями страны о сотрудничестве в сфере взаимного обеспечения языковых и социально-культурных потребностей диаспор;

- активно выступать против практики использования официального статуса государственных языков республик в составе Российской Федерации как инструмента ущемления прав граждан других национальностей;

- обеспечивать согласно свободному волеизъявлению граждан преподавание языков республик в составе Российской Федерации, изучение исторического, краеведческого, этнографического материала таким образом, чтобы не происходило сегрегации языковых и гуманитарных потоков знаний в учебных заведениях (русских и национальных), чтобы все учащиеся получали установленный минимум знаний государственного языка, а желающие проходили углубленную подготовку или полностью проходили образование на родном языке (при изучении русского).

Ассамблея народов России выступает за то, чтобы государство оказывало реальную финансовую поддержку репрессированным народам, национальным меньшинствам, малочисленным народам в создании необходимых условий для обучения детей на родном языке.

Ассамблея народов России считает общеобразовательную школу ключевым учреждением в системе интернационального воспитания граждан, их подготовки к созидательному межкультурному общению без утери своей национально-культурной идентичности.

Ассамблея будет способствовать укреплению и развитию единого российского образовательного пространства, в котором свое место должна занять и национальная школа, имеющая в нашей стране глубокие исторические традиции.

Ассамблея будет поддерживать и развивать новые информационные технологии в изучении языков народов России, иностранных языков.

Необходимо воссоздать на новой, современной научной базе систему патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения, молодежи, включающую в себя основы семейного воспитания, формирование соответствующих мировоззренческих и нравственных установок в период обучения в средней школе, специализированные вузовские программы, способствующие развитию общероссийского самосознания, утверждению идеологии культурного плюрализма.

5. Сотрудничество Ассамблеи народов России с Комитетом Государственной Думы по делам национальностей и Министерством национальной политики Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по делам национальностей является основным партнером Ассамблеи в вопросах законотворчества государственной национальной политики Российской Федерации.

Ассамблея участвует в обсуждениях актуальных проблем национальных отношений на парламентских слушаниях, круглых столах, научных конференциях и семинарах, совещаниях.

Ассамблея народов России считает одним из основных принципов своей практической деятельности постоянное сотрудничество с Министерством национальной политики Российской Федерации, которое должно осуществляться на основе специального Соглашения и совместных календарных планов на каждое полугодие. В рамках Соглашения о сотрудничестве между Ассамблеей народов России и Миннацем России проводится и координируется работа по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, Концепции государственной политики на Северном-Кавказе, федеральных целевых программ социально-экономического и национально-культурного развития регионов и народов Российской Федерации, мероприятий, направленных на предупреждение конфликтов и стабилизацию этнополитической обстановки в отдельных регионах страны.

Ассамблея народов России придает первостепенное значение совместной работе с Министерством национальной политики Российской Федерации по следующим направлениям:

- проведение мониторинга этнополитической ситуации в субъектах Российской Федерации и осуществление прогноза развития национальных процессов в различных регионах;

- участие в выработке законодательных актов, регулирующих сферу национальных отношений и в этнополитической экспертизе проектов законов, постановлений и других документов органов государственной власти и местного самоуправления;

- участие в выработке и реализации мер по стабилизации обстановки на Северном-Кавказе, проведение в Северо-Кавказском регионе при участии Ассамблеи народов России миротворческих акций с использованием средств народной дипломатии;

- создание и реализация Государственной целевой программы национально-культурного развития русского народа, проведение серии мероприятий, направленных на прекращение оттока русского населения из ряда субъектов Федерации, на повышение морального статуса русского народа в государстве, его достойного представительства в органах власти республик в составе Российской Федерации, на повышение роли русского языка и русской культуры, объединяющих все народы России. В этом ряду особую значимость мы придаем мероприятиям, связанным с 200 — летием, со дня рождения А.С.Пушкина;

- активизация деятельности, нацеленная на поддержку соотечественников за рубежом, развитие международных контактов с демократической общественностью ближнего и дальнего зарубежья в первую очередь, государств СНГ и Балтии, а также с международными организациями и научной общественностью по теоретическим и практическим проблемам национальных отношений, осуществления программы ЮНЕСКО «На пути к культуре мира» и других инициатив, направленных на достижение взаимопонимания между народами и преодоление опасных межэтнических конфликтов, в том числе в странах СНГ;

- проведение фундаментальных исследований в области национальных отношений, направленных на повышение научного обоснования стратегии государственной национальной политики и выработку социально-экономических, культурно-образовательных, политических, информационно-просветительских механизмов ее реализации с учетом неравномерности развития регионов, отдельных народов, их населяющих, а также исторических особенностей.

Ассамблея народов России полагает необходимым в развитие действующей Концепции государственной национальной политики разработать и осуществить подробную Государственную целевую программу национальной политики в стране, направленную прежде всего на реализацию мероприятий общероссийского масштаба.

К их числу следует отнести:

- созданию эффективной системы взаимодействия всех государственных органов, специализированных научных учреждений, а также институтов гражданского общества во главе с Ассамблеей народов России, в области осуществления национальной политики в целом и, в первую очередь, в прогнозировании этнополитической ситуации в стране, профилактике и урегулировании межнациональных конфликтов;

- мониторинг показателей позитивных изменений в области межнациональных отношений, изучение факторов их обуславливающих и формирование механизмов, закрепляющих позитивные результаты;

- создание государственной системы информационного обеспечения национальной политики с использованием всех средств формирования и корректировки общественного мнения. Решающее значение имеет коренное изменение содержания передач электронных СМИ на общероссийских каналах. Они призваны работать в интересах консолидации общества, укрепления государства и утверждения принципов общероссийского патриотизма, гражданственности , уважения к традициям народов России.

Многонациональность нашей страны, является огромным богатством. Народ-это категория вечная. Каждый народ украшает нашу Землю и обогащает историю человечества. Любовь к своему народу впитывается с молоком матери, и она не нуждается в искусственном стимулировании, в болезненном гипертрофировании. Эта любовь лишь тогда полноценна и искренна, когда сопровождается уважением к другим народам, когда есть стремление познавать друг друга, укреплять чувства дружбы, сотрудничества.

Пропагандировать эти идеи и ценности, утверждать их в реальной жизни, чтобы они вошли в плоть и кровь повседневных отношений между людьми, — вот главная задача Ассамблеи народов России.